Официальный сайт школы № 2 п.Мостовского - Учитель биологии Краевая Г.Н. Разработка урока «Особенности переноса веществ в организмах животных"
            Школа №2



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" |
Главная | Учитель биологии Краевая Г.Н. Разработка урока «Особенности переноса веществ в организмах животных" | Мой профиль | Выход
Меню сайта


Дата и погода
Воскресенье, 05.05.2024, 07:49

  •  

    Тема урока: «Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции».

    Цели урока

    -  образовательная (дидактическая): сформировать у учащихся понятие о переносе веществ в организмах       животных, о строении и функциях кровеносной системы;

    -  развивающая: развить у учащихся навыки работы с текстом, развить умение сравнивать, делать выводы; развить память и речь;

    -  воспитательная: воспитание у учащихся диалектико-материалистическое мировоззрения, правильного отношения к окружающему миру, формирование у них понимания единства живой природы и своего места в ней, воспитание умения работать в коллективе.

    Тип урока: урок усвоения нового материала с элементами позиционного обучения. Методы: словесный (рассказ, беседа), объяснительно-иллюстративный. Оборудование: таблицы «Перенос веществ в растительном организме», « Кровеносные системы позвоночных животных», мультимедийная установка.

    Ход урока.

    1.              Организационный момент.

    2.              Актуализация знаний.

    а)    Работа по карточкам.

    б) Фронтальный опрос.

    Ребята, на прошлом уроке вы изучили особенности переноса веществ в организмах растений. Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку по этой теме.

    1.  Какие вещества необходимы для питания растений?

    2.              Как в организм растения попадает вода?

    3.              Почем в растении передвигается вода?

    4.              Как растения получают органические вещества?

    5.              Почем в растениях передвигаются органические вещества?

    6.              Назовите ткань растительного организма, по которой осуществляется перенос питательных веществ?

    7.              Как передвигаются вещества в одноклеточном растительном организме?

    в)  Индивидуальный опрос

    1. Рассказать о передвижении в растительном организме воды и минеральных веществ.

    2.      Рассказать о передвижении в растительном организме органических веществ. Проверка карточек.

    3.    Формирование новых знаний.

    А как осуществляется перенос веществ в организмах животных, мы узнаем сегодня. Откройте тетради, запишите число, тему урока. Сегодня на уроке перед нам стоит цель изучить, как осуществляется перенос веществ в организмах животных, познакомиться со строением кровеносной системы, научиться сравнивать кровеносные системы животных разных классов и делать выводы. Работу на уроке мы будим строить согласно следующего плана:

    1. Перенос веществ в одноклеточном организме.

    2.      Перенос веществ в многоклеточном организме:

     

    A)      кровь;

     Б) сосуды;

    B)       сердце.

          Как вы считаете, как переносятся вещества в организмах одноклеточных животных?  (так          же как и у одноклеточных растений - цитоплазма клетки находится в движении, этот процесс обеспечивает перемещение в клетке питательных веществ и газов.)

     

    Как обстоит дело с переносом веществ в многоклеточном организме? Сообщаются ли между собой цитоплазмы соседних клеток? (У многоклеточных организмов цитоплазма одной клетки не изолирована от цитоплазмы соседних, через их мембраны могут свободно проникнуть вода и растворенные в ней вещества.)

    Кроме этого в организмах большинства многоклеточных животных существует специальная система органов для переноса веществ. Что это за система? Каковы ее функции? (кровеносная система снабжает все органы животного питательными веществами, кислородом и выносит из них ненужные и вредные вещества в том числе и углекислый газ.) Каким типом ткани образована кровь? (соединительной)

    СОСТАВ КРОВИ

    Плазма             Клетки крови

    Красные  Белые

          Гемоглобин - это белок красного цвета, который соединяясь с кислородом переносит его по всему телу.

    Белые клетки крови выполняют защитную функцию: они уничтожают попавшие в организм болезнетворные микроорганизмы.

    У насекомых, моллюсков по сосудам течет не кровь, а  гемолимфа  -  бесцветная или зеленоватая жидкость, выполняющая функции крови.

    Кровь  движется по сосудам.      Сосуды:

    Артерии - сосуды, несущие кровь от сердца к органам.

    Вены - сосуды, несущие кровь от органов к сердцу. Давайте посмотрим, как устроены артерии и вены (просмотр с использованием мультимедиа)

     Капилляры - самые мельчайшие сосуды организма, (просмотр с использованием мультимедиа) Если кровь циркулирует в замкнутой системе сосудов, то такая кровеносная система называется замкнутой. У дождевого червя, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих замкнутая кровеносная система, (см. учебник стр. 76 кров. сист. человека).

    А если кровь выливается в полость тела, омывает внутренние органы и опять собирается в сосуды, то это незамкнутая кровеносная система (моллюски, насекомые).

    Но, чтобы кровь могла двигаться по сосудам, нужен насос, который бы ее двигал. Роль этого насоса выполняет сердце. Сердце состоит из камер - предсердий и желудочков. Сейчас я вам раздам текст учебного материала, вы его внимательно изучите. Содержание текста:

    Кровеносная система всех позвоночных животных замкнутого типа. Сердце состоит из камер – предсердий и желудочков. Сердце рыб состоит из двух камер: одного предсердия и одного желудочка. У земноводных и пресмыкающихся трехкамерное сердце, состоит из одного предсердия и двух желудочков (за исключением крокодила – у него четырехкамерное сердце). Наибольшего развития достигла кровеносная система у птиц и млекопитающих. Они имеют четырехкамерное сердце из двух предсердий и двух желудочков. Их кровь несет к тканям большое количество кислорода, что поддерживает высокий уровень обмена веществ: все процессы в организме идут быстро и сопровождаются выделением большого количества энергии.

     

    4 Закрепление. А сейчас заполним таблицу (учащиеся заполняют таблицу на доске).

     

    Класс животных

    Тип кровеносной системы

    Количество камер в сердце

    Рыбы

    замкнутая

    2

    Земноводные

    замкнутая

    3

    Пресмыкающиеся

    замкнутая

    3

    Птицы

    замкнутая

    4

    млекопитающие

    замкнутая

    4

     

     

    - Есть ли черты сходства в строении кровеносных систем животных разных классов? (есть)

    - О чем говорит это сходство? (о единстве происхождения)

    - О чем говорят черты различия? (о разных эволюционных путях развития)

         Большой вклад в изучение кровообращения внес русский ученый И.И. Мечников.

    Знания по данной теме особенно пригодятся тем, кто решит связать свою судьбу с медициной или решит стать ветеринарным врачом и лечить животных.

     

     

    5. Домашнее задание: п.12 с. 74-77

     


    Календарь новостей
    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта

    Статистика


    Краснодарский край п.Мостовской by Cherkashan 2024
    Поиск в яндексе
    Поиск в Яндексе: введите слово и нажмите ИСКАТЬ.