Тема урока: «Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции».
Цели урока
- образовательная (дидактическая): сформировать у учащихся понятие о переносе веществ в организмах животных, о строении и функциях кровеносной системы;
- развивающая: развить у учащихся навыки работы с текстом, развить умение сравнивать, делать выводы; развить память и речь;
- воспитательная: воспитание у учащихся диалектико-материалистическое мировоззрения, правильного отношения к окружающему миру, формирование у них понимания единства живой природы и своего места в ней, воспитание умения работать в коллективе.
Тип урока: урок усвоения нового материала с элементами позиционного обучения. Методы: словесный (рассказ, беседа), объяснительно-иллюстративный. Оборудование: таблицы «Перенос веществ в растительном организме», « Кровеносные системы позвоночных животных», мультимедийная установка.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
а) Работа по карточкам.
б) Фронтальный опрос.
Ребята, на прошлом уроке вы изучили особенности переноса веществ в организмах растений. Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку по этой теме.
1. Какие вещества необходимы для питания растений?
2. Как в организм растения попадает вода?
3. Почем в растении передвигается вода?
4. Как растения получают органические вещества?
5. Почем в растениях передвигаются органические вещества?
6. Назовите ткань растительного организма, по которой осуществляется перенос питательных веществ?
7. Как передвигаются вещества в одноклеточном растительном организме?
в) Индивидуальный опрос
1. Рассказать о передвижении в растительном организме воды и минеральных веществ.
2. Рассказать о передвижении в растительном организме органических веществ. Проверка карточек.
3. Формирование новых знаний.
А как осуществляется перенос веществ в организмах животных, мы узнаем сегодня. Откройте тетради, запишите число, тему урока. Сегодня на уроке перед нам стоит цель изучить, как осуществляется перенос веществ в организмах животных, познакомиться со строением кровеносной системы, научиться сравнивать кровеносные системы животных разных классов и делать выводы. Работу на уроке мы будим строить согласно следующего плана:
1. Перенос веществ в одноклеточном организме.
2. Перенос веществ в многоклеточном организме:
A) кровь;
Б) сосуды;
B) сердце.
Как вы считаете, как переносятся вещества в организмах одноклеточных животных? (так же как и у одноклеточных растений - цитоплазма клетки находится в движении, этот процесс обеспечивает перемещение в клетке питательных веществ и газов.)
Как обстоит дело с переносом веществ в многоклеточном организме? Сообщаются ли между собой цитоплазмы соседних клеток? (У многоклеточных организмов цитоплазма одной клетки не изолирована от цитоплазмы соседних, через их мембраны могут свободно проникнуть вода и растворенные в ней вещества.)
Кроме этого в организмах большинства многоклеточных животных существует специальная система органов для переноса веществ. Что это за система? Каковы ее функции? (кровеносная система снабжает все органы животного питательными веществами, кислородом и выносит из них ненужные и вредные вещества в том числе и углекислый газ.) Каким типом ткани образована кровь? (соединительной)
СОСТАВ КРОВИ
Плазма Клетки крови
Красные Белые
Гемоглобин - это белок красного цвета, который соединяясь с кислородом переносит его по всему телу.
Белые клетки крови выполняют защитную функцию: они уничтожают попавшие в организм болезнетворные микроорганизмы.
У насекомых, моллюсков по сосудам течет не кровь, а гемолимфа - бесцветная или зеленоватая жидкость, выполняющая функции крови.
Кровь движется по сосудам. Сосуды:
Артерии - сосуды, несущие кровь от сердца к органам.
Вены - сосуды, несущие кровь от органов к сердцу. Давайте посмотрим, как устроены артерии и вены (просмотр с использованием мультимедиа)
Капилляры - самые мельчайшие сосуды организма, (просмотр с использованием мультимедиа) Если кровь циркулирует в замкнутой системе сосудов, то такая кровеносная система называется замкнутой. У дождевого червя, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих замкнутая кровеносная система, (см. учебник стр. 76 кров. сист. человека).
А если кровь выливается в полость тела, омывает внутренние органы и опять собирается в сосуды, то это незамкнутая кровеносная система (моллюски, насекомые).
Но, чтобы кровь могла двигаться по сосудам, нужен насос, который бы ее двигал. Роль этого насоса выполняет сердце. Сердце состоит из камер - предсердий и желудочков. Сейчас я вам раздам текст учебного материала, вы его внимательно изучите. Содержание текста:
Кровеносная система всех позвоночных животных замкнутого типа. Сердце состоит из камер – предсердий и желудочков. Сердце рыб состоит из двух камер: одного предсердия и одного желудочка. У земноводных и пресмыкающихся трехкамерное сердце, состоит из одного предсердия и двух желудочков (за исключением крокодила – у него четырехкамерное сердце). Наибольшего развития достигла кровеносная система у птиц и млекопитающих. Они имеют четырехкамерное сердце из двух предсердий и двух желудочков. Их кровь несет к тканям большое количество кислорода, что поддерживает высокий уровень обмена веществ: все процессы в организме идут быстро и сопровождаются выделением большого количества энергии.
4 Закрепление. А сейчас заполним таблицу (учащиеся заполняют таблицу на доске).
Класс животных |
Тип кровеносной системы |
Количество камер в сердце |
Рыбы |
замкнутая |
2 |
Земноводные |
замкнутая |
3 |
Пресмыкающиеся |
замкнутая |
3 |
Птицы |
замкнутая |
4 |
млекопитающие |
замкнутая |
4 |
- Есть ли черты сходства в строении кровеносных систем животных разных классов? (есть)
- О чем говорит это сходство? (о единстве происхождения)
- О чем говорят черты различия? (о разных эволюционных путях развития)
Большой вклад в изучение кровообращения внес русский ученый И.И. Мечников.
Знания по данной теме особенно пригодятся тем, кто решит связать свою судьбу с медициной или решит стать ветеринарным врачом и лечить животных.
5. Домашнее задание: п.12 с. 74-77