Официальный сайт школы № 2 п.Мостовского - Учитель биологии Краевая Г.Н. Разработка урока "Наследственная (генотипическая) изменчивость"
            Школа №2



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" |
Главная | Учитель биологии Краевая Г.Н. Разработка урока "Наследственная (генотипическая) изменчивость" | Мой профиль | Выход
Меню сайта


Дата и погода
Четверг, 25.04.2024, 03:24

  • Тема: «Наследственная (генотипическая) изменчивость».

     

    Цель урока:

    -         образовательная (дидактическая): сформировать у учащихся понятие о наследственной изменчивости организмов;

     

    -         развивающая: развить  у учащихся навыки работы с текстом,  развить умение сравнивать, делать выводы,  развить память и речь;

     

    -         воспитательная:  сформировать у учащихся   диалектико-материалистическое мировоззрение, правильное отношение к окружающему миру, формирование у них понимания единства живой природы и своего места в ней, воспитание умения работать в коллективе.

    Тип урока: урок усвоения нового материала по технологии позиционного обучения.

    Методы: словесный (рассказ, беседа), объяснительно-иллюстративный

    Оборудование: мультимедийный проектор.

    Ход урока

    Здравствуйте ребята! Садитесь.

    Сегодня мы с вами проведем урок по технологии позиционного обучения. Работа на уроке будет проходить по этапам - шагам в микрогруппах, каждый из вас будет выполнять в ней определенную роль.

    Открываем тетради, записываем число, сегодня 19 марта.

    Тема нашего урока «Наследственная (генотипическая) изменчивость».

    Цель: 

    Вам было дано задание ознакомиться с текстом параграфа 41.

    Итак, делаем первый шаг

     «Тезис».

    Каждая группа должна выделить из текста   параграфа его основную мысль. На это вам дается 1 минуты.  (Каждая микрогруппа предлагает свой вариант). Записывают в тетрадь.

    Шаг 2

    «Ключевые слова».

     Каждая микрогруппа течение 1 минуты  должна выделить в тексте параграфа новые понятия. (Каждая микрогруппа предлагает свой вариант).

    Из предыдущих уроков вам уже известно, что изменчивость – это способность организмов приобретать новые признаки и свойства. А какая изменчивость называется наследственной? (Отвечают)

    Наследственная (генотипическая) изменчивость -  это изменения признаков организма, которые определяются генотипом и сохраняются в ряду поколений. (Записывают в тетрадь).

      Например (Показ слайдов)- примером мутаций является альбинизм (отсутствие пигмента), гемофилия – несвертываемость крови. Гемофилией болел сын последнего русского царя Николая II. Носителями гена классической гемофилии являются женщины, болеют ею мужчины. Царица Александра передала ген гемофилии царевичу Алексею.   В учебнике на странице197 на рисунке 105 показан пример полидактилии –многопалости. Известный художник Рембрант на картине «Сикстинская Мадонна» изобразил Матерь божью с шестью пальцами на ногах.

    А что такое мутации? (Отвечают)

    Мутации – это наследственные изменения генетического материала. (Записывают в тетрадь).

      Мутации редки и  имеют ненаправленный характер и могут быть полезными нейтральными или вредными.  Мутации возникают вследствие изменения структуры хромосомы или гена  и служат единственным источником  генетического разнообразия внутри вида. Однако разнообразие живых организмов, уникальность каждого генотипа обусловлены комбинативной изменчивостью. Что называют комбинативной изменчивостью? (Отвечают).

    Комбинативная изменчивость – перегруппировка хромосом при половом размножении и участков хромосом в процессе кроссинговера.

    При этом структура самих генов и хромосом остается той же, что и у самих родителей, но меняется сочетание наследственных задатков и характер их взаимодействия в генотипе.

      Мутации могут быть доминантные и рецессивные.  Вредных доминантных мутаций проявляются в гомозиготном и гетерозиготном организме и их обладатели часто оказываются нежизнеспособными. Но большинство мутаций рецессивны и не проявляются у гетерозиготных организмов.

    По месту возникновения мутации могут быть генеративными – они возникают в половых клетках и не влияют на признаки данного организма, а обнаруживаются только в следующем поколении. А соматические мутации возникают в клетках тела и не передаются потомству при половом размножении. Но при бесполом размножении , если организм развивается из клетки или группы клеток, имеющих изменения, мутации могут передаться потомству.

     По уровню  возникновения мутации могут быть генные (точковые), хромосомные, геномные. Ген имеем химическую природу  его качественные изменения влекут за собой изменения строения белков  в следствие появления новой последовательности аминокислот в полипептидной цепи, такие мутации называются генными. К хромосомным мутациям относят перемещение части одной хромосомы на другую негомологичную ей, поворот участка хромосомы на 180 градусов и др.

    К геномным мутациям приводит изменение числа, их уменьшение или увеличение. например, когда в хромосомном наборе человека оказывается одна лишняя хромосома и в диплоидном наборе их будет 47, то это вызовет  геномную мутацию, которую называют Синдром Дауна. Болезнь Дауна проявляется в значительном  снижении жизнеспособности, к недостаточному умственному развитию. Дети Дауны обучаемы, но значительно отстают в развитии от своих сверстников и требуют к себе более повышенного внимания.

    Другим примером геномной мутации является полиплоидия. Что такое полиплоидия?  (отвечают, записывают в тетрадь).

    В природе мутации возникают неожиданно, спонтанно, но чаще под влиянием мутагенов.

    Кто даст определение понятию «мутагены»?

    Мутагены – это факторы, вызывающие мутации (ультрафиолетовое, рентгеновское излучение, химические вещества).

    Шаг 3 Схема

    «Схема»

     Я вам предлагаю в течение 2 минут составить схему изучаемой темы.

    Каждая микрогруппа предлагает свой вариант. Я предлагаю свой, записывают в тетрадь.

    Шаг 4

    «Поэты»

     На этом этапе каждая микрогруппа должна отобразить тему урока в стихах или прозе.

    Каждая микрогруппа предлагает свой вариант. Я предлагаю свой.

    Шаг 5

    «Вопросы»

    Каждая группа в течение минуты должна подготовить вопросы по теме урока для других групп (Учащиеся задают вопросы и отвечают на них).

    Шаг 6

    «Рефлексия»

    Ребята, а теперь скажите мне, что у вас вызвало затруднения при изучении темы. (Много терминов).

    Шаг 7

    «Подведение итогов»

      Контролеры в каждой группе подсчитайте количество баллов у каждого члена группы и выставите отметки.

    Домашнее задание параграф  41  с. 196 – 201.

     


    Календарь новостей
    Форма входа

    Поиск

    Друзья сайта

    Статистика


    Краснодарский край п.Мостовской by Cherkashan 2024
    Поиск в яндексе
    Поиск в Яндексе: введите слово и нажмите ИСКАТЬ.